| Вагониру - 50!Статья из журнала FourWheeler  
				    
			Мало кто помнит о том, что в этом году Jeep 
			Wagoneer празднует свое 50-ти летие. Я не призываю вас рассылать по 
			этому поводу поздравительные открытки, но это на самом деле очень 
			важная дата в истории SUV и любителей и энтузиастов оффроуда.Jeep Wagoneer сделал внедорожники мейнстримом американского 
			автомобилестроения и оказал решающее влияние на формирование облика 
			Sport Utility Vehicles как таковых.
 
 В середине 50-х только 
			что сформированному холдингу Kaiser-Willys стало ясно, что старому 
			Utility Station Wagon, который выглядел все так же стильно, как и в 
			конце 40-х, когда он дебютировал, пора бы уже на покой. Первые 
			эскизные наброски новой машины обрели форму в конце 50-х под кодовым 
			названием J-100.
 
				
					|  Старичок и Претендент в 1959 году. Совершенно ясно, что 
					в 1959-ом старый Jeep Utility Wagon выглядел уже старомодным 
					баяном. У Willys не было такого огромного бюджета на 
					разработки, как у «большой тройки», но, тем не менее, 
					компания потратила всего 4 года на разработку полностью 
					готового к выпуску Wagoneer. Автомобиль справа – это 
					прототип, т.н. Malibu, созданный в начале работ по проекту 
					J-100. Сейчас уже сложно говорить о ценах на Wagoneer в 
					начале выпуска, но в прайслисте за 1973 значится цена 
					$6,554.50, что в пересчете на 2013 год составляет $35,410.00 |  В декабре 1959 уже 
			несколько прототипов под названием Malibu и Berkely весело колесило 
			по дорогам испытательных полигонов. Несмотря на высокую степень 
			проработки они не пошли в серию, а финальный вариант – результат 
			проекта J-100, пошел в производство под торговой маркой Wagoneer.Ранний Wagoneer овеян как громкой доброй, так и дурной славой за 
			некоторые инновации в виде шестицилиндрового двигателя OHC Tornado и 
			передней подвески IFS. Tornado был спроектирован A.C. Санпьетро, 
			талантливым инженером, имевшим опыт проектирования гоночных моторов. 
			Tornado был первым верхневальным (OHC – Overhead Camshaft) 
			«грузовым» двигателем и одним из немногих американских верхневальных 
			двигателей вообще. Санпьетро была дана полная свобода действий и 
			мизерный бюджет для разработки нового двигателя для новой машины. 
			Поэтому он взял конструкцию блока от старого доброго и надежного 
			Kaiser Supersonic Six и Willys Hurricane, стер ластиком клапаны, 
			начертил распредвал в головке блока и – вуаля! Tornado появился на 
			свет. Двигатель получился очень «злым», с «взрывным» характером и 
			самым мощным, в то время, на американском рынке. К сожалению, 
			двигатель имел некоторые «детские» болезни, которые постоянно 
			портили ему репутацию и он был «всего лишь» шестицилиндровым в эпоху 
			«V-8-or-go-home» (или у тебя V-8, или вали домой, неудачнег!). В 
			1965 году Tornado был заменен на AMC Six (тогда же появилась опция 
			V-8 для Wagoneer), но тем не менее двигатель прожил долгую и 
			успешную жизнь на грузовиках Kaiser, выпускавшихся в Аргентине до 
			начала 80-ых. Так же он устанавливался на военные версии Gladiator 
			(M-715) с 67-го по 69-ый года.
 
			
 
				
					|  Знакомьтесь – это Malibu, о котором вы вряд ли что-либо 
					слышали. Malibu имел стеклопластиковый кузов, установленный 
					на раму от Utility вместе с рядной шестеркой объемом 226 
					«кубодюймов». Всего было построено несколько концептов в 
					варинтах 4х4 и 4х2. Вариация Berkeley отличалась формой 
					крыши. По канонам 50-х годов все выглядело очень хорошо, но 
					вопрос был в том – сможет ли новая машина стать «иконой 
					стиля» на дорогах 60ых? Радиаторная решетка и фары выглядят 
					узнаваемо, но только потому, что это решение было 
					использовано при «рестайле» в 1965-ом. |  
					|  |  
				
					|   По каким-то причинам, в 1960-ом году от дизайна 
					Malibu отказались в пользу более брутального стиля. На фото 
					– поздний концепт Wagoneer 1960 года в пластилине, все еще 
					несколько угловатый и «коренастый». |  
					|   |  
				
					|  Вариант 1961 года в пластилине: обратите внимание на 
					колпаки дисков колес. Спереди они несут эмблемы Jeep, а 
					сзади – Willys. В это время как раз руководство компании 
					выбирало между Jeep и Willys – с каким из брендов будет 
					ассоциироваться новый автомобиль. |  
					|   |  
				
					|  Заканчивается 1962 год, Jeep обрастает производственными 
					мощностями и двух-дверный концепт Джима Марски показывает – 
					каким будет Wagoneer. Несмотря на то, что до выпуска первой 
					серийной машины еще два года, образ уже почти закончен. 
					Кстати, серийная двух-дверная модель будет доступна только 
					лишь в 1967 году, после чего почит в бозе до 1974 года, 
					когда будет представлена версия Cherokee на плтаформе SJ. SJ 
					означает – Senior Jeep, так во внутризаводской документации 
					назывались «большие джипы». |  
					|   |  Независимая передняя подвеска 4х4 IFS, предлагаемая как опция, 
			была порождена больным, но плодовитым разумом Майка Ордорики – шефа 
			отдела подвески Willys. Равно, как и двигатель Tornado, это была 
			инновация, которую в то время на рынке США не предлагал никто. По 
			каким-то причинам, IFS была доступна покупателям только в 1965 году, 
			равно как и Tornado Six.
 Конец 1965-го года принес собой 
			настоящую инновацию в мир SUV: Wagoneer Super Custom или Super 
			Wagoneer был представлен публике. Это был первый «кадиллак для 
			ковбоя», способный конкурировать по части роскоши с чистокровными 
			лимузинами, полностью сохраняющий, при этом, все свои внедорожные 
			качества. Проходимость, правда, была несколько ограничена более 
			низким клиренсом, «дорожными» шинами и «односкорстной» раздаткой, но 
			при этом это был отличный всепогодный автомобиль для небедных людей, 
			имеющих недвижимость в сельской местности.
 
				
					|  1965 год – пожалуй это последний раз, когда Jeep 
					по-настоящему разрывал шаблоны и подрывал устои, представив 
					Super Wagoneer как модель 66-го года. Компания отбросила все 
					ограничения, попытавшись совместить роскошь и полный привод. 
					Super Wagoneer имел под капотом табун из 270 лошадей, 
					погоняемый «четырех-баррельной» версией V-8 AMC-327, 
					шикарную шумоизоляцию, селектор АКПП на центральной консоли, 
					экстра-плюшевые «ковшовые» сиденья и коврики, гидровакуумный 
					усилитель тормозов и гидроусилитель руля. А еще там были 
					High-End акустическая система и электропривод заднего 
					стекла! Снаружи все это великолепие подчеркивалось виниловым 
					покрытием крыши, хромированными рейлингами, отделкой 
					«бортов» под дерево и шикарными колесными дисками. То – что 
					доктор прописал! На снимке – модель 69-го года, последнего 
					года выпуска Super Wagoneer. В 1967 году продажная цена на 
					Super Wagoneer составляла USD7,627 , что в пересчете на 2013 
					год составляет USD53,000. В том же 1967 году за USD7,000 
					можно было купить Cadillac! |  
					|   |  
			
			 В 70-х Wagoneer постепенно занял свою нишу на рынке престижных 
			моделей. В 74-ом, когда был представлен Cherokee, случился нефтяной 
			кризис и «низкий» доллар похоронил «большой» Jeep. Недорогие версии 
			Wagoneer больше не предлагались покупателям. В 1975 году на Wagoneer 
			появились деревянные панели и машина стала выглядеть так, как ее и 
			помнят все, когда вспоминают о Wagoneer. 
			
			   Нефтяной кризис нанес страшный удар по AMC, спешно были 
			спроектированы XJ Cherokee и Wagoneer на базе XJ, которые должны 
			были заменить Wagoneer, который, к тому времени, должен был 
			называться Grand Wagoneer и умереть под этим названием. Но Big Jeep 
			и не думал умирать! Wagoneer все еще был популярен среди "людей 
			лебедки" и аристократии, особенно, среди владельцев лошадей, которые 
			использовали Wagoneer для перевозки прицепов с лошадьми и прочих 
			всяческих яхт. И даже в 1987 году, когда Range Rover дебютировал на 
			американском рынке, а Chrysler выкупил многострадальную марку Jeep, 
			Wagoneer все еще неплохо продавался! Клиническая смерть Wagoneer 
			наступила по причине существования менеджеров Chrysler. Многие 
			говорят о том, что это была скорее корпоративная эвтаназия, нежели 
			смерть по естественным причинам. Wagoneer все еще был достаточно 
			популярным и легко продавался в количестве до 20,000 машин в год, но 
			к тому времени Wagoneer уже был «кошмаром производственника» по той 
			простой причине, что для его производства была нужна масса «родных» 
			комплектующих от АМС, которая к тому времени уже позакрывала заводы, 
			эти комплектующие производившие.Wagoneer умер с криком «Я все 
			еще конкурентоспособен!» в 1991-ом, когда последний Wagoneer 
			выкатился из сборочного цеха в Толедо.
 
 
				
					|    |  
					| The Final Edition. Свою смерть Wagoneer встретил в 1991 
					году в этом облике. Произведено всего лишь 1560 машин, 
					которые сейчас являются предметом вожделения фанатов марки 
					Jeep. Облик несколько старомоден, но очень стилен, вызывает 
					ассоциации с Джоном Уэйном в смокинге. Круто и стильно! |    С юбилеем тебя, Wagoneer! Статью перевел CheeRock, 
			17 Сентября 2013 |